Аудио-луддиты (audio_luddite) wrote,
Аудио-луддиты
audio_luddite

Categories:

Почему звучит (и не звучит) лампа?! v 4.0 Ламповый звук: секрет звучания лампы.

Отвечаю на вопрос века. Реальные знания, как всегда, есть только у почти никого. Хотя, конечно, Менделеевы-Клайпероны изредка, но встречаются. Но не сильно чаще, чем сто лет назад. И если они и знают, то не расскажут...

Теперь к сути проблемы: казалось бы, ну вот нашел ты, наконец, что тебя вшторивает - ну так и иди купи современный аналог от китайцев. Там же 1:1 переливают все - им досталось и оригинальное оборудование и, очевидно, сами чертежи...

Цена более чем сходная даже на всякие повторенные "лимитированные серии", типа "Genalex Golden Lion". Ну вот например: квартет в коробочках, подобранный, с "криобработкой" - баксов по 50 за штуку. И это еще, уверен, что там поди 300%+ маржинальности заложено...

Зачем же платить за, простигосподи, виртуальный винтажный "нормально-распространенный" пентод типа 6L6G или, того хуже, британский лучевой тетрод, типа KT66, какого-нибудь еще тогда даже не лохматого 1954 года, ажно 150+ баксов, а за раритетный триод - от 500 и почти до бесконечности? Зачем?!



Зачем же эти идиоты раз в год (а чаще их и не предлагают) отдают за пользованный(!) оригинал в 3-4 раза больше денег, когда казалось бы - пошел и купил НОВОЕ и заметно дешевле!

Ну вот, например, допустим, мне заходят WE 350B / WE274, ну так вот тебе, получай современный российско-китайский аналог лампы: ебай замучаешься листать от обилия предложений.



По чертежам сделан, форма повторена, технология выдержана - слушай не хочу и ни о чем не переживай. Экономия настолько впечатляет, что за 10+ лет использования можно купить приличную машину (если кому надо). И вот зачем отдавать почти в 10 раз больше денег, але?!


Я вот тоже, лет 12 назад, примерно, нашел, что мне нужно. И еще и очень гуманно по цене, спасибо Вадиму Ш., да продлятся дни его!

Вадим не только подсказал, но и дал на прослушку. В итоге, отдал ему четыре заветные банкноты прямо рядом с метро "Орехово" и наступило... щастье. Вадим - нейрохирург (и мирового уровня тролль), поэтому я сейчас попросту лайтово имитирую манеру написания лиц с синдромом бредовой обстоятельности (тут иногда все же буду раскрывать секреты соседнего Блога).

Короче, счастье продлилось недолго... лет 8, с-ка... У двух ламп начал постепенно отваливаться накал, что-то там было с сеткой (утечка) и прочее, грустное...

Многократная пропайка ног временно помогла, а дальше от глюков некоторое время спасало использование их чисто в триодном режиме...

Ка-а-а-а-роч: ну все равно настал тот день и тот ча-а-а-с, когда все закончилось так грустно, как и внезапно: честно признаюсь, к тому же, что примерно с середины пути использую их на месте KT66, с анодным 500+, и вообще говоря, оставшимся двум тоже было бы недолго жить, при их 350В номинала и 370В - максимума. И это в чистом виде около +40% к номиналу напряжения анода, но у меня нет выбора.

Вот сидишь и плачешь (шучу) - не до слез было -  глаза ломаешь: под дикой лупой угадал-таки полустертую маркировку типа "???W", ну так ХРЕН она нашлась любой манерой поиска.

Ну вот попробуйте-ка сами... Три лампы, на которых ну хоть что-то еще было видно...

Первая:



Вторая:



Третья, со вспышкой (но вряд ли это вам поможет):



2017 год, сентябрь, 17-го дня...

Ну да, конечно, постепенно, я что-то там выгуглил...

Помогла единственная живая буква "W", форма корпуса и очертание окружности...

Оказалось, короче, что это что-то (методом визуального подбора колб и разумных расшифровок аббревиаций) типа "BRITISH TELEGRAPH RADIO WIRELESS", или как-то так... Ну просто торговая марка - ничего более...

Но и этого мало: начал мучится с тем, что среди английских аналогов в лоб такого вообще не нашлось, ну хоть застрелись. Мало?!

Чудом (на самом деле -   нет), но нашел:



Оказалось - фиг-с-два!

Они-то кое-где хотя бы кроссировались через CV1947 (Англия) и через 6l6G (USA), как на фото, что для чистой Англии довольно неожиданно, там NR77, скорее, ожидаешь увидеть. Сейчас-то понятно почему. Ну так вот - колба темная, а анод-то и не разглядеть...

Суть проблемы:

1.Несколько видов начинки в такой колбе (совершенно разных гарантированно - у меня есть несколько вариантов);
2.Несколько видов маркировок (см.выше);
3.Несколько видов торговых марок (торваки, филипс, бтрв, бримар и прочее, что я сейчас могу просто навскидку перечислить);
4.Колба, как видите, темная (еще и степень затемненности может отличаться), так ты поди вообще попробуй пойми, что там тебе продают, если продаван не сфотографировал лампу СВЕРХУ.

Мало?!

Продолжим:

5.Несколько видов top-mica (это зависит от периода, но кто бы знал - звук другой там, или нет?!).
6.Несколько видов геттера (по-моему, так четыре уж точно) - а вопрос-то тот же, что и в п.5.
7.Чтобы сравнить и понять, нужно купить квартет... а это, в среднем, как сказано ранее, 400+...

Короче, для инженера не должно быть нерешаемых задач: у меня сейчас их целая коробка и я знаю о них все.

Причина же такой фееричной засады как раз в том, что это был эвакуированный(?!) венгерский завод англо-евро-венгерского картеля - и маркировки смешанно-американо-европейские, да и торговых марок там наплодили дофига - для продажи в разных регионах.

Саму материнскую марку не скажу, разумеется, но 99%, что она вам не нужна и само изделие звучит весьма специфично - вообще нет повода для расстройства.

Аудиофильски-породисто звучат старые Mullard EL37 и Western Electric 350 - проще купить их и для 99% это будет попадание... Первая, к тому же, сравнительно недорога. Ну так вот...

Я тянул их из стран Коммонвелса: Индии (бывшая британская колония), Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Америки, а парочка нашлась даже в ЗиП оборудования ТЦ Останкино! Поштучно и квартетами и даже квадригами квартетов...

Единственная опасность, которая еще может меня поджидать - я передумаю ее слушать. Но это уже оч. вряд ли, потому как почти все аналоги у меня тоже есть/были.

А теперь ответ на вопрос: ПОЧЕМУ звучит лампа. А если точнее, не почему звучит ЛАМПА, а почему ЗВУЧИТ лампа. Как-то так.

Разумеется, общие соображения разумного человека - при прочих равных, звучат МАТЕРИАЛЫ и КОНСТРУКЦИЯ.

При первой же возможности, я последовательно отработал эту версию:

Было:



Стало:


Результат:


На самых ранних порах (широко распространенный в послевоенное время "черный анод") это был преимущественно чистый НИКЕЛЬ с минимумом примесей (минимальное легирование) - около 99% основы. Хотя, конечно, все не так: это, вероятно, все же сплавы - типа "никель-полуфабиркатный": "НП0Эви" и "НК0.2" и тому подобное.

А вот в середине-конце 50-х все чаще стал использоваться уже и т.н. "серый анод" - железо с легким алюминиевым (иногда и каким-то другим) напылением.

Но, повторюсь, типов применяемого металла ВСЕГО ДВА, значит версию буквально "химии" материалов отметаем. Корреляции там даже днем с огнем не найти, при таком раскладе.

Второй этап логики - оценочные суждения.

Описываю частично, но минимально достаточно:

GEC KT66 "ранняя, темная"


и КТ66 "поздняя, прозрачная" - звук очень сильно отличается,

но конструктив нутра крайне похож и материал анода у обоих (как выяснилось при помощи молотка) - железо.

Резюме: начинка скорее всего полностью одинакова, колбы - разные, звук - разный.

Mullard EL37, начинка, скорее всего (не прикладывал, но видно) одинакова,


но по звуку заметно больше ценится ранняя лампа в крупной колбе, как на фото справа:


Резюме: начинка скорее всего полностью одинакова, колбы - разные, звук - разный.

Cossor 53KU "High Wycombe", пузатые, не путать с простыми Mullard CV378/GZ37!


Материал анода там бывал РАЗНЫЙ - железо и никель, как здесь - эти по рынку идут заметно дороже:

а звук-то идентичен на 100%.

Резюме: начинка хоть и отличается материалом (сама конструкция идентична), но колбы - одинаковы, звук - одинаков.

Marconi MOV KT66 = CV1075 военного периода, темная и высокая, она же "VT75", как у меня на фото. Анод по форме и материалу заметно отличается от бочонков "KT66", но само стекло явно той же фабрики и схожей формы.


И звук чрезвычайно похож (если не одинаков), в отличие от ранее рассмотренной "прозрачной" KT66...

Резюме: начинка отличается материалом (и материал и форма другие), колбы немного отличаются, но стекло похоже, звук - одинаков, или, скажем так, крайне близок.

Вот еще:

Mullard GZ32 черный, ранний, "сварной анод" начала-середины 1950-х, еще "филипсовский" завод против обычного GZ32 - выглядят почти одинаково, а материал-то другой, но там явно другая жесткость анода (технология другая) - 85% звука одинаково, но "середину" GZ32 ранний рисует заметно "детальнее" - РЕЗОНАНСЫ.



Если вы сильны сами знаете чем (я о логике) - уже выводы должны сами были вырисоваться...

Ну ок, скажу так: элементарная аналитика, примененная к данному массиву данных, уже содержит безальтернативный ответ: ЗВУЧИТ стекло, но не в том смысле, что буквально звучит, а в том смысле, что звучит "микрорезонансная природа стекла". Типа корпуса у скрипки.

И, разумеется, важна и конструкция АНОДА в том числе (его конструктив обуславливает, разумеется, и его резонанс).

микроРЕЗОНАНСНАЯ природа звука у "твердотельных" компонентов

То есть, от материала звук тоже может зависеть, конечно, мало ли там какие еще виды анодов бывали... Но причина, скорее, не в самой химии материала, а в его физике.

Теперь еще доводы:

1.Лампы в металлическом баллоне звучат просто кровь из ушей и это всем известно. Их сегодняшняя стоимость - винтажный картон от их упаковки. Когда-то Макинтош умудрялся продавать классику типа MC30, вкупе с металлическими подсвечниками "6L6", под маркировкой "1614"! За почти полную зарплату американского рабочего того времени. Выручало, видимо, что тогда все было "моно" - двойная экономия для очень занятого человека - слушать-то и некогда, зато вид - хромированный огонь!


Они (металлические лампы) буквально звучат как пилой по радиаторной батарее...

И вот фиг два вы найдете почему-то сейчас хотя бы одно фото в АУТЕНТИЧНОМ состоянии, примерно как на фото из мануала:


НИКОГДА металлический балон никем не ценился и ни у кого никогда не присутствовал из тех, конечно, кто музыку слушает. Даже если джон крайне падок на "аутентичность" и "винтаж", что же он себе оригинальный вид не вернет? 6L6 - самая популярная лампа всех времен и народов, вот казалось бы - вид, аутентичность, винтажность - ГДЕ ПОСАДКИ - натыкивания этих ламп в звуковоспроизводящую аппаратуру? Ее даже уронить не страшно.

Найдите хотя бы еще одно фото системы, где у человека использованы 6L6 `metal`. Тогда я задаю вопрос: а ПОЧЕМУ?!


А ведь казалось бы - их как грязи, стоимость равна нулю (около 50-60 баксов за абсолютно аутентичный винтажный квартет в коробочках), а их характеристики ну всем лучше (или уж точно - не хуже) стеклянных ламп. И вот однако же - тут уж и мертвый прослышит, видимо, что все беда, как грустно.

На условно плохие лампы я могу потратить 5-10-20-30 минут прослушивания и уже с ними все давно ясно. А вот металлические, как сейчас помню, выключил буквально через минуту - там уж слишком слышна металлическая сигнатура звука "концерт в трубе".

Поэтому все остальные фото в гугле - лампы могут быть какие угодно, кроме "металла":



2.У меня есть одно важное преимущество - я реально бил все их молотком... вот все той же рукой, которой сейчас печатаю этот текст.



Поэтому (природная наблюдательность) хорошо знаю и помню, как они бились. "Вкусные" лампы разлетались с легким "бумажным" хлопком и в мелкие дребезги -  буквально лопались (явно тонкое стекло, высокая поверхностная напряженность), что-то типа как уронить елочную игрушку:


Российские же - как бутылочное стекло от "Жигулевского" перед пьяной разборкой: грубо кололись и на крупные куски. НЕ лопались. Просто кололись. Старые советские лишь немногим лучше:



Версию принципиальных различий в материалах (как минимум - анода) для всего спектра образцов мы категорически исключаем - несмотря на чрезвычайно репрезентативную выборку, варианта всего два (нумерация образцов согласно приводимой на видео):



То есть, традиционный китайско-российский НОВОДЕЛ (в присутствии породистого аналога) никогда не будет звучать хорошо, почти исключительно потому, что его СТЕКЛО СЛИШКОМ ТОЛСТОЕ (гасили резонансы явно же), а форма - интуитивно неудачная (простая и максимально ужатая). В советcкой лампе случилось все как и в советском танке и автомобилях: максимально неуютно, зато железа (материала корпуса) никогда не жалели:



Все советские-российско-китайские "аналоги" звучат абсолютно ровно, напористо, но "безвкусно", почти стериально: без тембров и всего прочего, за что стоит купить нормальную лампу...

Это, кстати, причина, почему за них (отчественные аналоги) мало кто отваживается давать более 1000 рублей/шт. Что за советские 6П3С (кстати, существует и прямой аналог с названием 6Л6 выпуска 1939 года), что ПОЧТИ за любые другие - звука не будет. Теоретически возможное исключение очевидно - ассортимент завода, где внезапно ЗНАЮТ (выяснили, догадались, тут прочитали), что от чего зависит и научились-таки делать нормальное стекло. Как только найду нормальный новодел - сразу сообщу.

Это примерно как с динамиками - как ты ни изгаляйся, а МАТЕРИАЛ будет слышно. Металлический диффузор, бумажный, керамический, "пластик" всех видов - сам диффузор СЛЫШЕН, как ты его не обрабатывай основу и фильтрами ее не кромсай. Слышен М А Т Е Р И А Л. В Аккутоне - яичная скорлупа, в SEAS - композит, в ETON - кевлар, в Dynaudio - полипропилен. Кстати, как мне сказал владелец патента на эти изделия (цитирую) - "нормальный пресс на бумагу стоит 100.000 евро, а на пластик - 10.000 - ты не удивляйся", говорит. Пер Ска-а-анинг, вроде бы его звали, но давно уже было...

Мой первый вопрос любителям измерений: если звучит именно то, что вы ИЗМЕРИЛИ МИКРОФОНОМ, то вот давайте-ка: вот вам измерение, расскажите, хотя бы из чего (хотя бы материал) сделаны диффузоры в этих АС, какой там резонанс/добротность (хотя бы) у подвижных систем (если Qtc особо не задрана, конечно, хотя и так вам будет весьма непросто), да хоть ЧТО-ТО, я уже не говорю о том, КАК это будет звучать.



Двойное слепое измерение вам: ДСИ - давайте-ка, вперед... покажите класс. Даже без сглаживания измеряйте - внемлем! Десяток готовых АЧХ готов прислать, если угадаете хоть ЧТО-ТО - повешу ваше фото в комнате. Будем брать эталонные измерения от "Аудиофайла" - там же даже не MLSSA, а даже, как там ее, AP sys1? Достаточно точности?!

Расскажите мне, вот про это словами, чтобы я точно понял, понравится мне это, или нет:



И график импеданса вам в помощь:


Измеряльщикам: "165 см и 60 кг": женщина, или мужчина? Сидит, или стоит? Страшная, или нет? Старая, или нет? Одетая, или нет? Не желаете ли вслепую и в темной комнате попробовать "определить", стоит ли на этом жениться?

В 2005-2006 плюс-минус году, я помогал приобрести в США довольно понтовый микрофон Earthworks М50, что ли, для проекта IXBT (есть такой сайтик). Когда же я узнал зачем он им, жутко удивился: понятно зачем, конечно, но... Но прикол в другом, для RT измерений может быть и может быть полезен сверхлинейный микрофон. Но чтобы АЧХ померить, берется распространенный капсюль Панасоника WT, или что-то там, как сейчас помню, за 15 долларов (или готовое изделие - за 50) и вносится софтовая поправка(!), при калибровке аппаратурой уровня B&K, что я сделал для своих нужд в аппаратной "Останкино". 50 баксов техникам дал. Итого: за 100 долларов (в 20+ раз дешевле) все тот же результат и ничего из Америки не надо заказывать было.

Фантастика же реально: предельно строгий подход вроде бы должен быть, технарский. Ан нет - неоправданно дорогая игрушка для измерения беспонтовой мультимедийной акустики... предельно понтовым способом. Можно ли при таком демонстративном барстве еще и гнать волну на понтовщиков аудиофилитических?)))

Ну а почему даже такое вообще 100500 раз нафиг не нужно, расскажу как-нибудь попозже...

А сюда же подобью чуть выводов более мелкого порядка:

Вот они, не менее важные:

1.Кенотрон звучит (влияет). Звучит очень сильно. И именно все по той же причине. Другой причины (кроме изложенной мной), почему звучит фактически ДИОД, вы изобрести не сможете. GZ37, например, очень толстая и высокая колба из довольно толстого стекла, крайне высокие и массивные аноды - жуткий мясной и "резиновый" звук.



Или вот эти поздние уроды... в керамическом корпусе - Цетроны и Катерхамы 5R4WGB, которые ставил Квортруп в стоковые Audio Note в Gaku On, за, как сейчас помню, 100.000 баксов пара(!) - да им (кенотронам) и цена 15 баксов и звук у них... Пффффф...

Вот реально - не лучше ли было силикон-шотки воткнуть? Хотя тут может быть нюанс - они все же в однотакт ставились, не сравнивал прямо там, может там одно за другое как раз зацепилось и звук в итоге не столь ужасен, тут сложно спорить пока.



2.Если попрактиковаться, можно, что очевидно, даже по ВНЕШНЕМУ ВИДУ сделать вывод и о качестве звука лампы (хотя бы о "породе"), при ПРОЧИХ равных конструктивных особенностях, ну разве что, соглашусь, что рассуждать о "породе" стекла лучше органолептически, а не визуально - хотя бы постукиванием ногтем.

Ну и в общем-то, почти то же самое можно сказать и про аноды. Хотя все примерно так и делают, говоря "старая лампа" - лучше звук. Но это делается по типу колбы, году и всему такому прочему, без конкретики.

Я же сейчас объясняю, в чем конкретно дело - натурально и без домыслов.

Можно пробовать примерно такие оценочные методики:







Отсюда имеем (с известной точностью):

1.Довоенная KT66 (70 г) имела массу стекла колбы около 29 г. - примерно 41% от массы конструкции.

2.Послевоенная KT66 (76 г)  - 38 г - 50% от массы конструкции.

3.Российский аналог (86 г): - уже 51 г - 60% от массы.


Логика понятна, однако точное сравнение имеет смысл не для аналога, а, скорее, для точных реплик, хотя с таким аршином к предметам технического искусства подходить бессмысленно - я просто показал тенденцию.

Понятно, что уже в начале 60-х начали яростно бороться с микрофонным эффектом и совать лампы в масс-продакты типа телевизоров (а там были крайне важны условия работы - надежность).

Ну вот после 1960-х уже никаких нормальных ламп и не производилось. Даже не разрабатывалось. И уже с начала внедрения массовой послевоенной конструкции - EL34 - а это самое начало 50-х(!) - наметилось очевидное начало конца: у нее уже ОЧЕНЬ простая "технологичная" и стандартная колба, сравнительно толстое стекло, крайне массивный анод:



Породы в звуке там уже очень мало. Что уж говорить о КТ88 и так далее...

3.Ну что еще, если рассмотреть следствия...

Например: "слабая" миниатюрная лампа типа KT61, 6V6, EL35, EL33 и так далее, будет звучать мелким масштабом, но не потому, что она СЛАБЕЕ, а потому, что у нее РЕЗОНАТОР меньшего размера - сама колба мелкая, аноды - мелкие. Маленькая лампа - МАЛЕНЬКИЙ ЗВУК и дело не в МОЩНОСТИ.



При прочих равных (насколько они могут быть равными) масштаб звука будет зависеть от размера колбы/анода. Это хорошо видно и по входным и по выходным лампам. И даже по кенотронам. Я многократно проверял этот факт, меняя не только выходные, но и входные "пальчиковой" серии типа ECC82/ECC83 на крупные аналоги типа ECC32 и 6SN7...

4.Попытка "повторить" звук лампы (facepalm.jpg) на транзисторе(!), эмулируя... доминантные гармоники(!) низких порядков... - карго культ, как он есть: адовое позорище и горе от ума...

Существуют даже реально "эмуляторы" всего подряд, включая UAD плагины для эмуляции звука... конкретных магнитофонов (ору). Это типа эмуляция концертного рояля Блютнер пластмассовым синтезатором Ямаха.

Прямо здесь была бы и еще одна дежурная шутка на тему такого рода эмуляции, но она здесь не особо уместна...


Редакторы википедии (не говоря уже о "форумных специалистах") даже не удосужились уяснить, что вторая гармоника (фактический "сдвиг фазы" гармонического ряда) на синусоидальном сигнале свойство не ЛАМПЫ, а конструкции однотактового выходного каскада. У классического же пуш-пулла, типа Вильямсона, никаких доминирующих вторых гармоник нет от природы - совершенно "нормальный" спектр... Сделаешь ты "однотакт" хоть на вешалке, получишь всю ту же "вторую гармонику".

Ну это примерно как коньяк со спиртами двадцатипятилетней выдержки воспроизводить сугубо по спиртометру - сивуху 40vol сварить и говорить типа - ну вот, массовая доля спирта же совпадает, почему вы за 1000 долларов бутылку не покупаете?! Але? Что не так-то вам?!

А ЭМУЛИРОВАТЬ это на кремнии, так и вообще просто 40% спирта от объема бутылки дать, типа "0,7 л бутылку умножаем на 0,4 содержания спирта и получаем примерно 280 мл чистого спирта". Коротко и ясно. И типа чему ты не рад-то еще, дружище, когда торкает и по шарам бьет совершенно одинаково и это приборами ДОКАЗАНО - физика и химия совпадают.

А "лишнюю" воду мы даже убрали - чистейший спирт-ректификат!

Зачем тебе вино 1948 года, когда вот тебе фунфырик боярки и ШТОРИТ от нее совершенно аналогично - количество СПИРТА "по измерительному микрофону" совершенно идентично!

Короче, ваш единственный шанс получить лампу, магнитофон и Блютнер - их купить. Если весь предыдущий жизненный опыт не отучил от пятаков на гроши - не выгорит и тут.

5.Одинаковые по конструкции лампы разных заводов звучат различно именно по причине отличий типа используемого стекла. Поэтому, например, все те же пресловутые Telefunken и Western Electric всегда будут заметно выше цениться за специфическое благозвучие (причем даже не конкретная лампа, а весь модельный ряд). Измерения там все будут идентичны, разумеется, но TFK и WE явно имеют свое стекло и звучат благодаря ему...

Так что пресловутый 5U4G будет стоить баксов 100 (от приличного производителя), а его полный аналог - WE274A - в 10-20 раз дороже. За звук и за стекло. Больше ни за что. Ну или, например, почти любой доступный аналог 807-й лампы будет стоить гроши. А WE350B - целое состояние.

6.Безусловно имеет смысл играться (стоит попробовать) с проставками под цоколь, демпферами на стекло и вообще всем, что может модулировать механические резонансы:


Позже еще добавлю...

Выводы:

1."Поздние" лампы звучат хуже и именно по причине, что КОЛБЫ стали делать все "лучше"... и хуже - ТОЛЩЕ и более простой геометрической формы - когда включились соображения "надежности", "антимикрофоника", "технологичности" и всего прочего, что сейчас начисто лишает вас возможности ЗАНЕДОРАГА купить что-то приличное, хотя "аналогов" просто хоть жуй чем хочешь... Это общеизвестный тренд и ему до сих пор не было никакого объяснения. Оно перед вами.

Китайцы очень-очень стараются и повторяют все, кроме типа (толщины) СТЕКЛА, даже если они реально повторили начинку и форму колбы - получается очень-очень плохо: у этих ламп, очевидно, более низкий механический резонанс. Ну или резонансЫ, если там две+ степени свободы - резонанс-то явно может быть не один. Да и параметры резонанса тоже привязаны к типу конструкции - они еще и иной добротности... и так далее.

2.Привкус в звуке у современных ламп "резиново чистый", как у бетонной скрипки. У любых. Послушайте "мраморную" и "бетонную" акустику и вы поймете, почему корпус акустики ДОЛЖЕН звучать и даже абсолютно глухие аудиофилитики никогда не купят себе "безрезонансную" акустику с корпусом из бетона (а такие кич-проекты есть).

FAQ для новобранцев и служивших сверхсрочную радистами:

О чем статья?

Статья доступно объясняет, почему "звучит" лампа, почему старые лампы были "лучше" (другие и разные), а все современные одинаково одинаковы, почти без отличий в звуке по производителям и (как правило и о чудо!) нафиг никому не нужны и постоянно висят "на вторичке" по бросовым ценам. Заодно объясняет, почему ЗВУЧИТ кенотрон, что является форменным электротехническим парадоксом. Скажите-ка в приличном обществе, что вы слышите, как звучит диод... Объясняет, почему "ценятся" определенные производители и много всего другого, о чем вдумчивый читатель вполне может догадаться сам.

Ну а мне так как раз осознанно нравится СОВРЕМЕННАЯ лампа, или лампы СССР с толстым стеклом. По звуку нравится. Чистая, детальная, да не важно какая - нравится и все!
Ну так а кто против? Статья побъясняет, почему они РАЗНЫЕ, а что нравится - у нас принуждения к миру в прослушивании вроде бы не наблюдается. Нравится "современная" за 10 баксов, против вдесятеро большего по цене аналога, за которым надо еще и побегать? Ну так и прилавок с водкой в перекрестке заметно больше, чем прилавок с элитными винами и коньяком, вы сейчас кого удивить хотели?

В других конструкциях "хорошие" легко станут "плохими"
Выше сказано, что статья не об этом. Но я бы с чего начал - нашел бы конструкцию, где металлический баллон хорошо зазвучит - лучше стекла. Вот сразу с этого момента вы начинаете крупно экономить. У меня были почти все известные классические схемы, о некоторых из них, мной написаны статьи:
https://classicaudios.ru/articles/quad_II.pdf
http://classicaudios.ru/articles/mcintosh_mc30.pdf

Во всех из них были перепробованы ДЕСЯТКИ типов ламп и никогда не было никаких разночтений. Однако, я с интересом ознакомлюсь с ситуацией, где внезапно "последние стали первыми" - типа купил китайские покрышки, которые жуть как плохи на BMW, переставил на Audi - потрясающий держак в поворотах. Интересен логический "механизм" этого улучшения.

Вы слушаете искажения, если выбираете лампу с заведомо более "тонким" стеклом.
Бином Полишинеля вы мне сейчас открыли. Однако: в данном конкретном случае, у меня просьба: так покажите-ка мне эти искажения, при замене лампы на аналог. Даже не обоснуйте отличия, а измерьте и покажите эти искажения. Все необходимое (ну кроме AP Sys1, или что там у вас) предоставлю. Хочу посмотреть, как на измерительном комплексе будет видно СТЕКЛО. Проверял это лет 12 назад и готов посмотреть на мастер-класс от специалиста... Контакт в комментах.

Вы все равно слушаете искажения...
Ну отлично, тогда (если не касаться звука), давайте проверим последовательность в вашей философии восприятия действительности:

Предложите жене перестать носить одежду (искажение первозданного восприятия тела), НО, что не менее важно: перестать краситься и брить ноги - нефиг искажать природную женственность. Про все остальное из косметологии (включая хирургию) даже не буду упоминать - истовый пурист должен быть даже не вегетарианцем, а веганом - все на борьбу с искажениями. Заодно предлагаю отменить парфюм - мы за настоящий запах тела.

В автомобиле уберите глушитель (нефиг искажать звук выхлопа), вместо амортизаторов забейте металлические колья - нафиг искажать восприятие дороги, вместе с этим я бы еще и вытащил набивку из кресел.

Перестаньте искажать чай - сахаром, а воду - чаем. Про спиртное и прочие <Роскомнадзоры>, которые некоторые колют прямиком в <Роскомнадзор> даже не буду распространяться - это не просто искажение, это нет слов.

Далее - на концерте отключите все звукоусиление - должно быть чисто "Unplugged". Кино отменим - форменное искажение реальности, да еще и склеенное из кусочков - только театр (чтобы без искажений), хотя - там тоже же искажения, не говоря уже о том, что они раз от раза меняют текст и даже актеров. Короче, читайте книги - это оригинал. Всю живопись - нафиг. Зачем она вообще, когда есть фотоаппарат (кстати - тоже искажение).

Да, между прочим: исходник почти ВСЕЙ музыки 1950-1990 - студийная магнитная лента. Если это ОРИГИНАЛ (а это 100% оригинал - оригинальнее не бывает), то все цифровые и все прочие издания - прямо вот одно сплошное искажение, как оно есть. Нужно мгновенно (прямо сейчас) пойти с ними бороться - весь поликарбонат в помойку.

Я пока закончу... как только будете закончите борьбу по списку - приходите. Желательно без супруги. Поговорим про "искажения".

P.S.Устная речь и прочая невербалика - заведомое искажение исходника - МЫСЛЕЙ, но вот тут у вас не получится со мной бороться. Но предостегерать вас от обета молчания я не буду.

В создании материала принимали весомое участие:

Gelo - Олег К. - грамотная идея визуализации, оформление процесса съемок, юморная суета вокруг разделочного столика и многие другие таланты
Екатерина С. - строгая и качественная лабораторная работа
Subscribe

  • Бесполезные цифры, ч.1 UPD

    Они все такие почти (во всех областях), по законам Природы. Если есть что-то, что у кого-то "лучше", то это лучше - чистый маркетинг. Но…

  • Капаситоры

    Несколько офигел от разницы в межкаскадных конденсаторах - пара деталек способна разрушить годы (десятилетия) труда и селекции.…

  • Видео - ваш первый HD*beta (релиз)

    Немного слов по менее интересной для меня теме. Прикладное техническое бытописательство. Точку отсчета прикладной видеохронологии можно поставить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

  • Бесполезные цифры, ч.1 UPD

    Они все такие почти (во всех областях), по законам Природы. Если есть что-то, что у кого-то "лучше", то это лучше - чистый маркетинг. Но…

  • Капаситоры

    Несколько офигел от разницы в межкаскадных конденсаторах - пара деталек способна разрушить годы (десятилетия) труда и селекции.…

  • Видео - ваш первый HD*beta (релиз)

    Немного слов по менее интересной для меня теме. Прикладное техническое бытописательство. Точку отсчета прикладной видеохронологии можно поставить…