Аудио-луддиты (audio_luddite) wrote,
Аудио-луддиты
audio_luddite

Category:

Искажения: Брысь (по Т.Н.Толстой) v.1.0 - релиз

Несколько начал забывать (последний раз, лет так 15 тому...) про общение с манкуртами, по теме своей основной специальности. Но в виду свежепроведенной рекогносцировки, я и пишу сегодня этот пост, который, если бы не она, неизбежно присутствовал бы тут, просто несколько позже...

Итак: допустим, есть у нас среднестатистический программист, любящий на досуге послушать одухотворяющий софт-поп-глэм-мелодик-прогрессив рок типа группы, допустим, Куин.

Чтобы общение было предметным, добавим еще и собирательный лучок (root mean square) типичного представителя этого класса:

типичный профиль:

типичный фас:



Имя, для удобства, давайте используем максимально подходящее - Олег.

Олег безусловно хорош в своем умении кодить код, парсить веб, немало преуспел и в умении хоть и изредка, но весьма самостоятельно посещать душ, а также застал даже asm, FoxBase /MS-DOS 3.0, на работе у мамы-бухгалтера, куда когда-то ходил играть в "Принса Персии" на очень монохромном мониторе.

Кроме того, что даже более важно, наш Олег абсолютно уверен, что способен "гармонию алгеброй разъять" (правда, иногда путает ее с музыкальным инструментом).

Ну так вот, к делу:

запись этой группы Олег слушает у себя исключительно через супер-точную звуковую карту ноута с самым-самым-самым прогрессивным чипом, где КнИ =  0,0001% и АЧХ = +-0,001 дБ в "20-20" (и даже сильно больше, если тебя покусала летучая мышь), ДД, разумеется, 130+ дБ, С/Ш устремлен в стратосферу и даже несколько выше, так как у нее буквально вчера вышла очередная прошивка. Разумеется, карта эта еще и умеет Флак-ASIO и сто крат проверена RMAA 6.0 (Pro лицензия куплена) и проч. и проч и другого выдумать не мог (да и не надоть).

Чтобы не плодить более лишних сущностей, немедленно же и тотчас определим, что сегодня Олег наслаждается звучанием чиста аналогавого звука, типа записи Queen-II (ну или любой другой, того периода, со всем присущим ей наобором ништяков).

Рассмотрим же, как же она к ему попала:

1.В студии ее (пленку) в дым заездили на весьма корявом мультитреке (и это очень хорошо, что хотя бы тогдашнего топ-уровня типа Ampex 440-8) - не всякий мог себе позволить нормальный сетап, чтобы записывать только восходящую на пик популярности второсортицу/неликвид, который вообще большой вопрос еще - взлетит не взлетит - зачем бабки тратить?!

[Spoiler (click to open)]Примечание: полное оборудование студии аппаратурой записи (ссылаюсь на реальный счет в сообществе Ampex Collectors) в середине 60-х (самый расцвет) потянуло бы на пару сотен тысяч долларов, при, например, стоимости одного только мультитрека Ampex 440-8 - около 9000 долларов. Согласно калькулятору инфляции, это был бы счет на сумму около 1,5 млн долларов на данный момент.


Большинство же серьезных рекорд-лейблов того периода выделяли бюджетный филиал под музыку "второго сорта" и хорошо еще, когда это была дочка серьезной компании, типа как Harvest у EMI. Или Vertigo у Philips.

А вот если всякие Крисалисы и полуподвальные Айланды?! Только представьте себе, какой был там уровень оборудования... И вот пленку (например, для получения модных эффектов типа хора) запиливали аж до звона - пока слой не начинал буквально ссыпаться. Примером тому может стать та же самая Queen-II...

2.В других, достаточно частых случаях, это вообще была "мобильная студия" - автобудка на колесах. Кстати, рекомендую вот это почитать (там есть списки с содержанием начинки аппаратных для самых серьезных студий).

Ну и на это посмотреть:


Ну то есть, группа типа "Черный экстаз заблеванных хиппи" наскребала, условно, свои 2000 фунтов (а это очень много, особенно, если ты экономил на <Роскомнадзор>) на аренду подобной будки и за сутки-двое-неделю студийного времени делала запись "мирового уровня", так это назовем. Это если повезло. Викифицированный научный факт почти каждой серьезной группы, не говоря уже о более забытых и менее успешных.

Короче, дальше, грубо говоря, все получившееся сводилось в "два канала - стерео", но еще до этого момента, как по ней многократно проходились, например, 361-м изделием Долби, или что-то типа того, верно?! Ну это чтобы 100500-е наложение записи от скверны шумной очистить. А что там со скоростью происходило, после 100499-й монтажной ошибки и вариспида, я даже боюсь себе представить... Это даже не фарш... Это то, что гордо именуется "мякотным и мясокостным" сырьем" и обычно идет на дальнейшую переработку для изготовления кормов для домашних животных.



Короче, полученное изделие Олег склонен гордо именовать ОРИГИНАЛОМ (с чем реально трудно спорить), ну а все, что будет происходить с "оригиналом" в последствии - его, оригинала, АДОВЫМ ИСКАЖЕНИЕМ.

Кстати, давайте сразу договоримся, что "оригиналов" с "оригинала" (в т.ч. и по версии Олега), как ни странно, наштампуют еще превеликое множество (с присущими процессу немалыми аналоговыми искажениями) - что-то пойдет на массовое производство аналоговых тиражных копий, что-то - на радио. Причем еще и с разными видами коррекций (+ дополнительные искажения) - для европейских и американских стандартов. Тему Японии не хотелось бы тут рассматривать, а то много слов скажу лишних.

Ну так вот: получили мы-таки худо-бедно самый что ни на есть последний "оригинал", который, как известно, "слушал еще САМ звукорежиссер" и божественной своею рукой... Ну, вы поняли.

А теперь, внимание, вопрос: можем ли мы взять самый, что ни на есть, лучший-лучший-лучший оригинал и отнести его в соседнюю студию, на прослушку?! Не спешите утвердительно кивать головой.

Обломитесь прямо сейчас: Олег офигеет от этого варварства, потому как там, за стеной, банально стоит уже ДРУГОЙ магнитофон (даже если той же марки), у которого АЧХ в самом-самом-самом лучшем случае перефаршмачена в довольно узкой полосе как минимум на +-2 дБ(!), но УЖЕ ПО-ДРУГОМУ, по сравнению с тем аппаратом, на который она сведена. Да, искажения там будут оставаться, вроде бы в стандартной полосе (представим даже, что даже без выпадения за нее, хотя это и не так), но ПО-ДРУГОМУ.

И это в самом-самом-самом лучшем случае, если он ПОЛНОСТЬЮ технически исправен, обслужен, с новыми головами и только что откалиброван по той же самой ленте, что и его сосед! В самом ЛУЧШЕМ случае - +-2дБ.

Кроме того, даже саму эту офигительную полосу (исходную) программа типа RMAA выплюнула бы с отвращением:


Ну, короче, 100500 раз уже пленку через такой "совершенный" (и даже хуже, так как мультитрек!) тракт прогнали и получили-таки "оригинал".

А вот теперь, 100501 делать этого (ДАЖЕ СЛУШАТЬ) ну ни в коем случае нельзя, а то утеряется весь замысел (не говоря уже про удовольствие) наструганного в разное время и в разных комнатах студийного фарша, который полу-обдолбанный внучатый племянник королевы Виктории наспех распихал на микшере вот этой самой волосатой рукой...

Ну, если совсем коротко, то это примерно как

ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ--ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ--ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ--ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-ИСКАЖЕНИЯ-

-=ОРИГИНАЛЪ=законный


УРА, йопты!

Но ты не вздумай, дружок, еще раз тебе повторяю, сейчас эту катушку с ОРИГИНАЛОМ нести в соседнюю студию***, потому как ты драгоценный ОРИГИНАЛ тут же испохабишь прямиком на процессе воспроизведения, как видишь, аж в +-2 дБ(!) и (не сочтите за труд поискать самостоятельно, какие уж там были другие параметры в этот период у блоков записи-воспроизведения, собранных на паре силиконовых транзисторов производства RCA).

И собс-но зачем же в студиях активный ШУМОДАВ использовали уже с середины 60-х, если там все было так хорошо? Можете выяснить на досуге.



***да, у меня еще вопрос созрел - в другой-то студии и сама система вообще другая нафиг, даже если она там "совершенна" до предела, допустим, то вы серьезно думаете, что ВСЕ контрольные системы в студиях имеют СТАНДАРТНО одинаковый (безупречный, разумеется) звук?! Реально? Ну, если верить Олегу - то да, только ни-ни вам носить одну эту задрипанную катушку из студии в студию - поэтому мы так никогда об этом и не узнаем!

Вы еще приколитесь, что там со времен Битласов стоит ламповый Штудер? Хотите прифигеть, какая ТАМ частотка и какие искажения?! Если просто послушать на отстроенном магнитофоне ОРИГИНАЛ это варварство, так на ламповом Штудере - мексиканский галстук и тазик с цементом для ОРИГИНАЛА - прямиком в Темзу.


Ну так вот, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не делай этого.

Не ходи слушать искажения!

Делай вот что:

СИДИ И ЖДИ ЛЕТ 30, пока, (ну наконец-то!) появится худо-бедный достаточно совершенный 20 и даже 24-битный процесс (даже особо нетерпеливых не устроит же 16bit, правда?) записи звука, где все с той же мастер-лентой вам удастся-таки проделать примерно следующее:



Все!

ИСКАЖЕНИЯ ПОБЕЖДЕНЫ - тут всем ясно стало, что там 0,0001% THD, 0,0002% КНИ и "рубидиевый клок", который одолжили не иначе как в NASA, пока Маск еще в Стенфорд бегал.

А ты, дурачок, собирался это слушать хотя бы на виниле, или, того хуже, КАССЕТЕ. А еще хуже - копию винила на кассете. Вот честно - сумасшедший - вы только нагуглите себе их параметры, для прикола.

Ну просто чиса поржать.

Особенно доставит АЧХ кассетного магнитофона, равно как и все прочее там. АЧХ там стыдливо указывают по уровню -20 дБ, чтобы потребителя не шокировать и "укладываться" в стандарт Hi-Fi.



Ну так вот, получит Олег заветный кусочек поликарбоната (на самом деле, его рипанную самым правильным образом копию с трекера), нажмет на кнопку Фубара (последняя ж версия!) в своем ноуте (RMAA, напомню, +-0,001%, с/ш 130 дБ и так далее), подаст сигнал на столь же качественный усилитель (ну кто бы сомневался, что он у него именно такой, с 0,0001% искажений), да выведет это на свои колонки "Свен", с THD в громких местах 15%, да и заколдобится от первозданно чистого качества звука, не забыв, под впечатлением от услышанного, постебать горемык-аудиофилитических, умор сказочных, с их искажениями, лампами да винилом, в форумах этих ваших интернетных...

Кстати, "оригинал" культового среди олдфажных олегов альбома группы Кино, который Олег будет воспроизводить исключительно на FLAC с параметрами, не ниже, чем как на картинке выше, записан на кассетной(!) порта-студии Yamaha, на которую приличные заграничные музыканты в лучшем случае свежесочиненные мотивы насвистывали, чтобы после не забыть.



Ну а подлинный голос Виктора, нашего, Робертовича, который Олег ни в коем случае не хочет испортить ламповыми этими вашими искажениями, скорее всего получен склейкой-наложением звуковых дорожек с исполнением на тон выше/тон ниже, или, что почти тоже самое, скорости чуть выше+скорости чуть ниже. Виктор Робертович забыл у Олега поинтересоваться когда-то, уместно ли ему свой голос искажать таким-то образом, но сейчас-то какой уж с него спрос...

За скобками настоящей статьи, кстати, навсегда так и останется вопрос, почему же Олег испытывает такое доверие и буквально несгибаемый пиетет к незнакомым ему лично, совершенно рандомизированным мужикам разного возраста, весьма вероятно погибшим от наркоты и беспристанных запоев где-то в районе предместий Лондона, весьма задолго до его рождения, которых Олег столь уважительно называет ЗВУКОРЕЖИССЕР и непременно жаждет слиться с ними в пространстве и времени только лишь на том основании, что хотел бы услышать это ровно так же, как это когда-то делали ОНИ(!), но непременно с точностью до 0,00001% и ни каплей ниже...

Это забавный сплав раболепия и гордыни единовременно: давайте посмотрим и послушаем (лучше полностью и лучше все тематические видео этого канала), к чему собс-но так стремится Олег.

Видимо, воспроизвести (почти в буквальном смысле) комнату питерской коммуналки, магнитофон для речных судов и флота и акустику типа "Ы-90", зато гарантированно - без искажений. АУТЕНТИЧНЕНЬКО!

FAQ:

Правильно ли я понял...?


Да, мы не можем препятствовать Олегу в его стремлении максимально без искажений услышать самые разнообразные искажения (все измеряемые и регламентируемые их виды и в самых разнообразных сочетаниях). Ну равно как и он не может препятствовать нам (в русле предлагаемой логики) в попытке искажения искажений. И это С - справедливость.

Да, воспроизвести самый-самый оригинальный оригинал(!) любой записи на соседнем же магнитофоне буквально означает (по логике Олега) внести в него ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ, по меркам программы типа RMAA, искажения всех видов. Еще раз - даже не перезаписать, не скопировать, а просто воспроизвести на рядом стоящем магнитофоне. Если бы Олег жил в то время и принимал решения за всю музыкальную индустрию, то все без исключения мастер-ленты отправлялись бы прямиком в сейфы на долгие десятилетия, пока АЦП не изобретут нормального уровня, бит так в 20-24... Излишне даже и говорить, что у Олега вообще нет шансов услышать именно то, что было в контрольной комнате студии, потому как с этого ОРИГИНАЛА еще не раз снимут копию, даже если она будет мастироваться в цифрУ. Это уже не просто "воспроизвести", это уже и скопировать - там просто тьма искажений аналоговых.

Да, даже если просто вопроизвести в другой, но пока еще чисто студийной(!) системе и просто даже другой комнате (помещении) - внести запредельные искажения в оригинал. Это факт. Запредельные. Сомневающимся советую буквально снять АЧХ помещения (микрофон, шумовой сигнал и "вычесть" затем его из номинального). Получите +-10 - в обычном хорошем и около +-15 дБ - в обычном жилом. То есть, буквально: не хочешь искажать оригинал, потому что "его слушал еще САМ звукорежиссер", то способ только один - или покупай билет в аппаратную Abbey Road (а там уже давно нет ТОГО оборудования), или не слушай ее вообще.

Да, Олег наш, скорее всего, будет слушать "оригинал"... в наушниках, которые, как ни странно, имеют такое же отношение к системе воспроизведения в аппаратной студии, как воздушный поцелуй - к BDSM. Не по качеству даже и искажениям, а просто по физическому смыслу, природе формирования/восприятия звука и всего такого прочего. Ну или, допускаю и такой вариант, Олег просто не различает звучание диффузорных громкоговорителей и наушников "в слепом тесте". Он различает только графики на экране.

P.S.Кстати, у меня вопрос к Олегу: а как именно он получает уверенность в том, что ему-таки удалось не исказить оригинал, как это слышал САМ звукорежиссер, если, скорее всего, он никогда не был не только в аппаратной, но и на студии? Это некий сбой в когнитивности: "хочу вкус, как в детстве, но у меня никогда не было детства"? Ну реально верит, что если циферки в норме, то звук соответствует? Серьезно? Реально ВЕРИТ? Это вопрос веры? Если, например, у меня освещенность в комнате = освещенности в Париже, то я в Париже?

Он на циферки на мониторе ноута смотрит и это вселяет в него эту уверенность?! Это серьезно способ? Ну, типа, вот у меня KIA Cerato с мотором 2,0Т, по цифрам динамики она как BMW "трешка" - перед нами "BMW трешка"? О том, как это работает, вы можете поделиться соображениями в комментах... У меня фантазии не хватает. Реально.

P.P.S.Вот вам тезис, кстати: рандомизация звука комнатой (ее передаточная характеристика, время затухания) гарантированно превышает все мыслимые виды искажения звука воспроизводящей аппаратурой. Значит почти что вообще все равно, что через что слушать - все искажения заведомо ниже искажений от помещения. Голос матери Олег слушает только дома и способен распознать его запись в наушниках. А вот если она через окно его обедать позовет - не узнает и помрет на улице от голода.

Subscribe

  • Бесполезные цифры, ч.1 UPD

    Они все такие почти (во всех областях), по законам Природы. Если есть что-то, что у кого-то "лучше", то это лучше - чистый маркетинг. Но…

  • Капаситоры

    Несколько офигел от разницы в межкаскадных конденсаторах - пара деталек способна разрушить годы (десятилетия) труда и селекции.…

  • Видео - ваш первый HD*beta (релиз)

    Немного слов по менее интересной для меня теме. Прикладное техническое бытописательство. Точку отсчета прикладной видеохронологии можно поставить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments