Аудио-луддиты (audio_luddite) wrote,
Аудио-луддиты
audio_luddite

Categories:

Видео - ваш первый HD*beta (релиз)

Немного слов по менее интересной для меня теме. Прикладное техническое бытописательство.

Точку отсчета прикладной видеохронологии можно поставить по этой, чрезвычайно известной сцене:



Зафиксируем:

показана просто-таки невероятная роскошь для СССР периода 1982 года: цветной транзисторный Тринитрон с "кухонной" диагональю около 30 см 1970 модельного ряда США. Этот стандарт диагонали больше соответствует ранним персональным компьютерам (см. ниже) и телевизорам середины 50-х, однако...

На момент выхода фильма ему было аж 12 лет: по меркам развития бытовой электроники того периода - целая пропасть, но для абсолютного большинства зрителей, этот факт остался незамеченным:


Это примерно как сейчас в современном фильме (про актуальный быт) показать ЭЛТ-монитор и компьтер с кнопкой "турбо" и горящими циферками "33"  - анахронизм.

Зато видео у "Миши" довольно современное, модное - это первый блочный портатив (носимый, для видеокамеры) формата VHS от JVC 1978 года (почти 10 кг - переноска - внушает!):


Исходя из реальных обстоятельств картины, повторюсь, это был запредельно крутой набор... дело-то происходит даже не в столице! Ну можно было разве что вот это в избу провинциального Заступинска запихнуть, чтобы еще круче:


Но тогда реально никто бы ничего вообще не понял (включая всех зрителей и съемочную группу).

Меж тем, предприимчивая, вполне симпатичная зрителю торгашка, не только заработала спекуляцией (негласно одобряемая авторами советского фильма чистая уголовка) на умопомрачительную технику, но еще и покупает кассеты... по 300 (триста) рублей - сумма больше, чем хорошая средняя зарплата специалиста с высшим образованием на хорошей должности! Сама же техника, полагаю, потянула бы на десяток-другой "кассетных эквивалентов"!

Ну и еще перефразируем: если рассматривать современного картине обывателя из более-менее крупного города - честного советского человека, разумеется - то это примерно 2,5 месяца его честного труда за каждую кассету! За КАССЕТУ.

По меркам же уездного города Заступинска, полагаю, это вообще была бы недостижимая мечта (но СССР был в этом смысле самой настоящией страной чудес, где, например, какой-нибудь мясник и прочие работники прилавка вообще, могли быть невероятно и даже сказочно богаты ).

Вдохновившись подобными невиданными диковинками заморской электронной индустрии советский зритель, спустя буквально пару-тройку лет (1985 г.) семейной экономии "на завтраках", (а это было сравнительно легко) смог бы купить (а вот это совсем не легко - очередь, блат, "открытка", запись) себе разве что вот это:


Так уверенно говорю, потому что реально буквально так и было... и это было очень-очень круто для 1985 года!

Особенно, когда до этого у тебя был лишь ч/б "Рекорд" меньшей диагонали. Интересный парадокс - европейская линейка телевизоров от того же Сони совершенно аналогичным образом заканчивалась на диагонали около 27" - редкость, когда ну хоть в каком-то смысле наблюдался почти абсолютный паритет!

Тех счастливцев, у кого уже были ламповые цветные телеприемники (выпускались в СССР с 1967 года), к особым счастливцам не отнесу - аппарат чаще был в ремонте, чем они его реально смотрели. Кроме того, это был вполне себе источник радиации и вероятная причина пожара.



А тут... внезапно появляется сказочно красивый цветной ящик для мультиков.

При реальной зарплате 200-220 рэ у "м" и около 120-140 у "ж", можно было бы молодо-семейно накопить на это счастье всего за каких-то три месяца. Представьте, что по меркам Москвы 2021 года, вам нужно целево накопить тысяч так 300... задача (при наличии стабильного заработка) непростая, но выполнимая. Осталось только пойти и купить. В СССР было сложнее - нужно было записаться, ждать и дождаться. И несколько способов процесс ускорить (не всегда бесплатных).

Вот только засада: цветное видео (нормальную кассету с импортным фильмом) вы к этому чуду техники просто так не подключите (без встроенной системы цветности PAL, по антенному входу, изображение будет только ч/б), но это и не понадобится: реальное чудо техники, Видеомагнитофон ВМ-12 (клон Панасоника NV-2000), имело госцену 1200 рублей и в свободную продажу для простых людей так и вообще поступало исключительно редко.

Нормальный же видак в комиссионке стоил не менее 3-4 тысяч рублей и, повторюсь, потребовал бы соответствующего телевизора - такой набор у простых и честных жителей столицы в то время встречался даже чуть реже, чем никогда.

А вот теперь, установив четкие границы типичного бытования любителя видео, посмотрим, как было у них...

Начем с того, что реализовать все без исключения технические возможности ВИДЕО (я про сейчас пишу про возможности "со стороны телевизора") в то время, можно было исключительно основываясь на диковинных стандартах типа Laser Disc (<аналоговое> видео высокого разрешения):


Обычный VHS и самое лучшее аналоговое вещание никак не смогли бы обеспечить более 240 (330) строк, в то время как LaserDisc выдавал аж 440! Это не иначе, как "первый HD" для западного киномана, почти никому тут толком недоступный. Ну и, справедливости ради, довольно дорогой и редкий даже там.

Если вы по каким-либо причинам пропустили эпоху перехода типа 240 на условные "до 500 строк" (качество SD), то советую вспомнить, как мы совсем не так давно переходили с SD на HD (1080). Вот примерно то же самое.

Аналогия наоборот: представьте, что привычный вам youtube принудительно скинули с 1080 на 480 строк... Грусть.

Аналогия не совсем прямая - здесь зависимость восприятия не вполне соответствует арифметическим преобразованиям. Чтобы это лучше понять - перещелкните уже и на 240... Вот так вернее. А теперь - снова на 1080. Если выбросить из контекста тот факт, что ЖК отображает реальность более сдержанно, чем типичная хорошая ЭЛТ, то аналогия приемлема.

А теперь, после затянувшегося вступления, перейдем к главному вопросу этой статьи - поговорим о том, что всем известно, но реально не знает никто.

Представьте, что каким-то чудом, вам (афигенному любителю высокой четкости изображения дома), в вашу новостройку в Чертаново, попал-таки изумительный артефакт - заграничный проигрыватель Laser Disc и соответствующий ему телевизор, способный показывать с ним цветное изображение.

На дворе, допустим, стоит 1986 год.

Представьте и то, что фильмы вы способны понимать на английском языке или же вполне способны удовольствоваться музыкой типа этой:



Задаю очевидный вопрос: а чего бы еще могли такого захотеть, если лучше "Laser Disc" в мировой доступности не существует?! Что будем улучшать?!

Очевидно, что люто захотелось бы полной реализации преимуществ отличного разрешения - 400+ ТВЛ - большой диагонали экрана. Уверен, что в "Березке" вам удалось приобрести диагональ примерно так в 21"...

Да-да, это даже меньше, чем типичный советский ТВ этого периода, имеющий диагональ эквивалента 25":


Скорее всего, это оказалась бы примерно такая модель:

В каком-то совершенно экстраординаром случае, вам мог бы достаться и диагональный эквивалент советских 61 см (а это вряд ли мог позволить себе даже очень обеспеченный житель заграницы).

Например, вот такой вот крышесносящий премиум:



Но это просто предел мечтаний - 1400 долларов в США - абсолютный high-end. Но допустим... тогда вот точно чего бы захотелось, имей вы Laser Disc - БОЛЬШЕ.

Представляю сюрприз, виданный буквально единицами:

На секундочку:


Давайте еще раз: перед нами 45" (видимая область - 43") - у нас бы это называлось 110, что для ЭЛТ и 4:3 просто нонсенс. 200 кг массы!

Да, согласен, что стоимость подобных образцов (а чтобы их купить, пришлось бы подождать еще года три-четыре) была абсолютно космической: эквивалент 40.000 тысяч долларов в 1989 году. Ни одного реального фото этого артефакта в Сети нет - только каталог.



В общем, предположим, что еще одну задачу удалось решить - вы получили практически полную реализацию возможностей формата Laser Disc. О чем еще мечать?!

Но прошел ровно год (или меньше) и нате-ка, встречайте:


SONY HDVS - HD-вещание из 1990 года. Аналоговое. И еще.

Мало того, вот еще и бытовой формат HD в аналоге примерно того же периода (1993+):


И вот оно живьем:


На чем его смотрели, кстати, большой вопрос - где брали аппаратуру для визуализации HD-контента.

А теперь немного (минимум) выводов из этого сумбура:

Практическая реализация комплексных технологий зачастую хромает минимум на одну ногу: если у вас есть крутой источник, у вас не будет соответствующего уровню его качества устройства вывода, при этом, максимально доступная реализация формата появится только в самом его конце - когда его придут менять новым стандартом. Компоненты этого утверждения можно как угодно переставлять местами и оно не утратит своей актуальности. Утверждение не затрагивает субъективные вопросы восприятия технологий.

Пример: крутая компьютерная игра будет безбожно тормозить на 99,9% доступных пользователям ПК и воспроизводиться на мониторе, возможности которого заведомо меньше идеально-оптимальных. Когда же вы сделаете глобальный апгрейд, то уже выйдет вторая часть этой игры... и все повторится снова.
Subscribe

  • Бесполезные цифры, ч.1 UPD

    Они все такие почти (во всех областях), по законам Природы. Если есть что-то, что у кого-то "лучше", то это лучше - чистый маркетинг. Но…

  • Капаситоры

    Несколько офигел от разницы в межкаскадных конденсаторах - пара деталек способна разрушить годы (десятилетия) труда и селекции.…

  • Левоватые

    Были такие производители в начале 90-х, которые даже тогда считались "левоватыми" - не второго даже, типа GoldStar, а скорее второго с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments