Почему звучит (и не звучит) лампа?! v 4.0 Ламповый звук: секрет звучания лампы.

Отвечаю на вопрос века. Реальные знания, как всегда, есть только у почти никого. Хотя, конечно, Менделеевы-Клайпероны изредка, но встречаются. Но не сильно чаще, чем сто лет назад. И если они и знают, то не расскажут...

Теперь к сути проблемы: казалось бы, ну вот нашел ты, наконец, что тебя вшторивает - ну так и иди купи современный аналог от китайцев. Там же 1:1 переливают все - им досталось и оригинальное оборудование и, очевидно, сами чертежи...

Цена более чем сходная даже на всякие повторенные "лимитированные серии", типа "Genalex Golden Lion". Ну вот например: квартет в коробочках, подобранный, с "криобработкой" - баксов по 50 за штуку. И это еще, уверен, что там поди 300%+ маржинальности заложено...

Collapse )Collapse )

Лампы

Из всего слышанного-виденного я выбираю... "6L6" (как вариант - KT66) совместимые, импорт, ранний, Англию. Строго до 60-х годов. Триодный вход на пальчиках типа ECC82. В пуш-пулле и, вероятно, все же с ООС. Строго кенотрон!

Более-менее любопытно-интересно семейство 807, CV1947, KT66, CV1075, NR77... Менее интересны КТ77, EL34 / 6V6, EL35 и все такое прочее. Да и вообще - скорее, интересен сам конкретный конструктив, чем "семейство", но вот точно что НЕ интересно, так это KT88 и все далее (перелом наступил на моменте выхода EL34), вплоть до российско-китайских КТ150!

EL34 и EL84 еще худо-бедно можно слушать, а вот начиная с КТ88 - полный харам!!! Читаю про "чудеса" звучания усилителя на современных(!) лампах KT88 - туши свет, перед нами типичный "гитарист", мучитель комбиков. Да и то - напрочь глухой.

Крайне вероятно, что все достойное вообще закончилось на Вильямсоне с кенотронным питанием. И уж точно, что не на "американских" конкурентах, типа изделий McIntosh - там и разгон стоит на пальчиковой лампе и лампы базовые - аж 1614 в металлических баллонах! Караул даже представить, как это ужасно звучит в оригинале, если он так себе звучит уже и с КТ66... Я про MC30, о чем когда-то говорил вот тут: http://www.classicaudio.ru/articles/mcintosh_mc30.pdf

Специалист сейчас грустно пошутит, что все началось и закончилось на TL 12.1 и ранних PYE... а вот возможно и соглашусь... А возможно - и поспорю. По крайней мере, сочетание базовых ламп именно в этих моделях довольно специфичное, но мне они (усилители в оригинальном состоянии) не попадались.

И вот теперь парадокс: звучащий ламповый усилитель этого периода в первозданном виде мало кто слушал/слышал/видел. Рассуждать о классическом пуш-пулле можно разве что владельцам вышеперечисленных раритетов.

Вычеркиваем: Совок, Россию, Китай, 6V6, KT88 и всех последышей, некенотронные аппараты, все "американские" лампы (ну или мне так не везло), все массовые американские же усилители (хотя тут, несомненно, могут быть некие внезапные исключения)...

Короче: худо-бедно остается 0,000001% от того, что вообще можно купить.

Теперь внезапный совет: из масс-маркета понятие "хороший ламповый усилитель" стоит искать в QUAD-II...http://www.classicaudio.ru/articles/quad_II.pdf вот он точно "дает понимание" и некую точку отсчета.

Дает понимание, прежде всего, что вкус (если таковой и был) немало испорчен весьма странным "открытием" японцев 70-х годов про американскую лампу 300B в однотактовом включении!

Это примерно то же самое, что всему миру прямо завтра перейти на какое-нибудь оливковое или рапсовое масло для жарки картофеля, решительно отринув семена подсолнечника. Почему именно так и на 99% в мировой парадигме лампового усиления царствует однотакт на 300B vs пуш-пулл на советских лампах? Ну и всякие 6С33С, или как они там, с еретиками типа монструозных генераторных ГУ - как побочная шелуха.

Я не говорю, что "плохо", я говорю, что странно...

Это примерно как начисто выкинуть мейнстрим-седаны, оставив купе, минивены, фастбеки, лифтбеки и все такое прочее, включая ландоле... Все есть: любые изыски, включая OTL, а самого утилитарного - нет как явления! Было в короткий промежуток времени и сейчас почти полностью исчезло (но еще на плаву Миллерова корова - QUAD-II). Ну их просто 100.000 наштамповали... разве что по этой причине.

Короче, резюмирую: мне ОЧЕНЬ странно, что классические послевоенные аппараты (включая Fisher, Dynakit и пр.) почти полностью неизвестны! Это примерно как вычеркнуть всю портретную живопись как жанр. И я вот если слышу сейчас про "ламповый аппарат", так это неизбежно или однотакт, или диоды в питании, или советские лампы, или генераторные, или все это вместе, но НИКАК не то, с чего начиналась, если хотите, эра реального послевоенного Hi-Fi!

Ну это если как вообще выкинуть расцвет техники доиндустриальной эпохи - все немецкие довоенные автомобили. Всю палитру от Auto Union до Maibach. СТРАННО.

Итак, перейдем к моим черновикам впечатлений о лампах для этих "ущербных" аппаратов:



4654 Siemens
EL5 Siemens

Вычурны и "грубоваты". Внятные, но уж слишком с "немецким" говором - акцентуированы. Примерно как люстра ампир - сразу видно, кто тут гвоздь программы интерьера. Я вот не очень люблю, когда слишком пафосно и с выражением ведут обычную беседу... Эти может и красивы, но уж слишком упирают на артикуляцию...
EL12 spez Telefunken - вот эта лучшая из этой породы - середина внятная, но не кричит ясностью, классика на них должна захватывать - хор разбирают на каждый голос, но все очень собранно, в то же время. Микродинамика удивляет просто. Звуки все естественно-красивые. А вот для рока мало баса.
В этой группе узнается почерк всего семейства 807 - тональный баланс в сторону СЧ-ВЧ, бас поджат:
807 от Mullard - это "референс", все идеально чисто и красиво. СЧ-ВЧ дышат. Скучно от совершенства. Где там же рядом ATS25 и все такое прочее.
350A Western Electric
350B National Union -
эта парочка 350-х убьет все, что движется.) На роке аж смешно, что идеально "пропеваются" какие-то артефакты записи, типа фузза гитары. Звук слишком красивый, как и все у WE. Даже видео с ютюба дает понять, насколько красивый тембр: https://youtu.be/HVNqo6uXdTk Очень дорогая лампа.
Кстати, динамики WE755 такие же красивые, так что... Вот как им удается ВСЕ делать с таким звуком...
Очень хорошие лампы, но 6V6 подобные имеют меньший масштаб звука. Все "маленькое". Если это НЕ останавливает, брать обе!
6P25 Mazda
EL33/EL35 Mullard
EL-34 и все около нее - уже "новодельный" звук, чистый, ясный, быстрый. Это не мое) Если "открытость" и внятность звука это ваше, то обе крайне достойны.
6GB8 серый и черный анод - ну какая-то особая порода EL34... что-то в них есть, точно "свое".
EL34 Mullard "желтые" - один из лучших вариантов.

Особняком стоят KT66 - вся группа очень крутая, конечно. Все стоит выделить.
KT66 GEC темная - мутноватая, но очень(!) теплая и глубокая, мягкая. Дышит теплом на классике потрясно, а вот на роке, как ни странно, немного мажет.
KT66 GEC прозрачная - чистая, ясная, уже суше...
VT75 GEC (типа довоенная) - вариация на тему KT66 темной... прозрачный ее вариант я не слушал - не видел квартетов.

CV1947 - интересная лампа. Она же 6L6G...
EL37 "обычная"
EL37 "кобра" - это ОЧЕНЬ хорошая лампа. На уровне WE350B, но накал косвенный. Дорогая.

Пару слов про кенотроны:


GZ32 Mullard - однозначно бестбай. Не высовывается из звука. Все "телесно-полновесное", бас правильный. Тональный баланс - ок. Все ровно и не за что ругать. Хуже всех последующих ламп по какой-либо характеристике, но совершенно точно - проигрывает по детальности.

GZ32 Philips (это их ранние прототипы со сварными анодами) - то же, но более ДЕТАЛЬНО на середине. Вот не всегда это к месту. И дороже раза в три.
CV378/53KU - FAT BOTTLE, HIGH VACOMBE - дорогие, явно родственники GZ32, но как бы "старший брат", служил в ОМОНе - не выгонишь, если пришел в гости на День Милиции. Очень большой масштаб звука - раздутые GZ32 - не для моей системы. Но в общем - звучат как выглядят.

5U4G NU - National Union - типа "крутой" американец, звучат типа 5Ц3С (любых), но чуть породистее... поэтому читаем дальше:

GEC U52/ Marconi 5Z3 - это ОЧЕНЬ детальный и музыкальный кенотрон семейства 5U4G, отлично понимаю, почему это столь дорогой английский "бестбай". Один только недостаток - с ним слушаешь как с микроскопом - если еще и выходная лампа такая же вычурно-музыкальная, типа WE 350B, то получается сахар в сиропе - сильное искажение тонального баланса. И у прямонакалов НЕТ БАСА, на фоне GZ32... Тоналка вся в середине!!!

GZ33/GZ37/GZ34 - это уже СИЛЬНО не мое. В той или иной мере, вместе с жутчайшими 5R4WGA...

Перечислено лишь незначительное количество попробованных, но основные - все. В дальнейшем еще будет не меньше про входные лампы...

Коротко про R2R v 0.91 beta (апрель 2021)

(Un)сomplete reel to reel collectors guide - to be updated...


История развития мирового R2R формата стерео 38/2-1/4 (в основном, но не только) из первых рук - от очеслышца... Единственная в мире и на русском языке: двойная польза для русскоговорящих.


HALL OF FAME (reel to reel sound rating)



Абсолют
Telefunken M5 (tube, early heads + E80CC SQ)
Ampex MR-70 (tube, original state)

Выдающиеся
Studer C37 (tube)
Ampex ATR-102
Telefunken M15
Telefunken M15A
Studer A80

Хорошие
Studer B62
Studer A67
Studer B67
Telefunken M5b
Ampex AG-440
Nagra VI-S


Studer


C37 - имеет типично "студийную" (масштаб и детальность) серединку (ключевое понятие в его звуке), в которой хорошо "читается" лампа, в довольно нейтральной своей инкарнации. Для некоторых живых и камерных жанров - бестбай. Ожидаемо оверпрайс и, к тому же, ну очень большой и тяжелый (даже без стойки). Для остальных видов музыки, весьма странный выбор. В общем-то, очень хорошо, конечно, но при наличии трех видов голов и не менее двух видов предов, стоит еще послушать/помучить его... но как-то пока времени (да и возможности) не выдалось. И все это не говоря о возможных альтернативных видах ламп, которых не так и мало и тоже нужно слушать. Кумулятивное впечатление составлено, как правило, на сравнительно распространенных вариантах - поздние "бабочки" и "стерео"-блоки с NAB/IEC коррекциями. Ранние "моно"-блоки (на навесном монтаже) и ранние "резиновые" головы могут, повторюсь, звучать заметно иначе... Мастхев, но не бестбай (габариты и цена), если парой слов.

Звук: студийно и "лампово", хорошо/очень хорошо, но довольно жанрово и в общем-то зависит от комплектации и даже целей.
Транспорт: хорошо/очень хорошо
Универсальность: как Джоконда - сама выбирает, кому нравится.





А62 (с "бабочками") - начинка входа/выхода выполнена ЕМТ - ранний транзисторный, еще частично "германиевый" аппарат. В целом, "выпуклый" на середине и мягкий по звуку транзисторник без слышимого силиконового яда в звуке. Также строит звучание "от серединки" но ее, середину, не сушит, как пресловутая 80-ка. Ни на что не похож, в общем-то. Тут правильно подсказывают, что типичный представитель "германиевого" звука вообще. Очень приятная механика/вид и все такое прочее. Скорее может рассматриваться как "игрушка в коллекцию", для любителя "винтажного" подхода - масштаб звука побольше среднего, динамика сглажена - сам звук довольно вальяжный (снова скажу - "германиевый").

Звук: от хорошо до хорошо с минусом, жанрово: на любителя неторопливо-винтажной ("германиевой") подачи
Транспорт: хорошо
Универсальность: средне, но ни на что более не похож (см. разве что одно исключение ниже)




A80 - "золотой стандарт".... или, скорее, "серебряный". Говорят (все говорят), что "бриджевый" вариант чуть похуже звучит. Не сравнивал, но платы точно другие - вполне можно п(р)оверить. Ровный, бедный, суховато-плосковатый звук, но весьма динамичный и с достаточно развитым басовым фундаментом. Стереокартина огромная - масштаб студийный, но звук все же нейтральный до сухости и ровный до скучноты. В каком-то смысле, нет явных недостатков, но и хвалить-то особо не за что - играет ритмом (с этим все хорошо), не разбрасывается тембрами. Замечательно подходит для условной точки отсчета. Если его слышал - всегда есть о чем поговорить и с чем сравнить. Безусловный студийный стандарт "дискретного транзисторного катушечника": как "всего", так и "во всем" и без существенных оговорок. Не слышал 80-ки - не являешься специалистом - иди рассуждай о котиках...

Звук: все диапазоны понятия "хорошо" и безусловно "стандартно" для студийной аппаратуры целого периода развития звукозаписи - поучаствовал почти во всех значимых записях, начиная с 1970 года.
Транспорт: очень хорошо, даже отлично
Универсальность: очень хорошо




B62 - миниатюрная копия предыдущего (платы выхода одинаковы), НО... вроде бы все же "чуть похуже"... Если не копаться в деталях, то отличить будет сложно - мне показалось... но оставим это на уровне "показалось". А места, меж тем, занимает значительно меньше... Если будет по вменяемой цене (а он явно не для "работы" и шансы найти недорого вполне есть) - можно брать в коллекцию как альтернативу громоздкому А80, но тогда все восторги от работы и внешнего вида транспорта вы не получите даже близко.

Звук: см. выше
Транспорт: хорошо
Универсальность: хорошо




A67 - схемотехника выхода почти 1:1 с А80, но... вообще другой звук (платы и трасформатор, разумеется, совершенно иные) и... да, повторяю: совершенно другой звук. Звук начала эры "операционников" - применен LM301 и, почему-то, сдвоенный TBA931 от ITT - фактически операционники "первого поколения", просто заключенные в более современный корпус DIP. Чистая и ясная серединка, подвижная и прозрачная подача - он вообще в каждом звуке легкий и прозрачный. Все очень РОВНО. Этот может и не тянет на заслуженного лауреата, а только лишь что-то типа выпускника Гнесинки... но уже тоже чего-то там  "лауреата" и чего-то там "призера". Рычать как старший брат (см. выше) не умеет - маленькая собачка до старости щенок. Но по подаче - крайне музыкален и...спокоен. Габариты, удобство - все прекрасно. Я сказал бы, что бестбай, но он точно не из категории "студийных" по масштабу и энергетике звука. Это камерный аппарат: даже средняя галера никогда не станет галеоном (А80). После чистейшей воды, рано или поздно все равно потянет на крепкий чай. Но что совершенно точно: аппараты этой линейки крайне сбалансированы - чрезвычайно удачное сочетание всего технического и музыкальности малых форм...

Звук: хорошо, а иногда и очень хорошо, все ровно и без явных недостатков - вообще очень хорошая иллюстрация "штудеровского" звука - музыка льется сама и придираться к чему-то не хочется... равно как и восхищаться.
Транспорт: хорошо и даже очень
Универсальность: очень хорошо





B67 (и B67 mk2) - в общем-то другие по звуку (закономерное развитие элементной базы), но довольно похожи. Делают акцент на формальные характеристики звучания - другая топология плат выхода (B67 и B67mk2 - используют условно второе и третье поколение операционных усилителей - 3 x TDA1034 и 3 x 5534 - соответственно). Если что, платы взаимозаменяемы - можно экспериментировать - минимум три варианта + замены на альтернативные операционники - сплошной простор для творчества. А так - кинематика чуть приятнее - тормозит по краям перемотки, а mk2 даже вмещает увеличенные катушки. Тоже, откровенно говоря, весьма интересный вариант (оба B67)... Об этом сейчас ниже чуть подробнее упомяну.

Звук: тоже хорошо и есть некоторый потенциал для улучшения
Транспорт: хорошо и даже очень
Универсальность: очень хорошо




A810/A820 и вообще - вся линейка 8xx. Когда-то давно (что-то около 2008) у меня был почти новый А810 - трей, показометры, "бабочки" и все такое прочее. И вот черт же дернул поинтересоваться, насколько хуже звучит "слепой" B67mk2, который стоил примерно в три раза дешевле... В общем, B67mk2 я оставил, а вот 810-й мгновенно ушел по весьма приличной, на тот момент, цене. Этот случай заставил посетить пару известных мест с мобильным (трейный 810-й особо и не потаскаешь) B67-м, поставив его рядом с несколькими старшими-младшими братьями, например - с A820-м... В общем-то, это был "аналоговый" момент прозрения: что дело не только в носителе, так скажем. Существует и контрольный выстрел в голову серебряной штудеровской пулей: нужно сразу взять C270 "Ревокс" 2/38. Вот этот может напрочь излечить от "аналога", что серьезно сэкономит семейный бюджет (если кому надо)...

Звук:
Транспорт: очень хорошо
Универсальность: смотря для каких целей



AEG/Telefunken

Сразу же важная оговорка: для вас, о любители онологей...

Для фотографов: Nikon - Studer, Canon - Telefunken
Для программистов: Intel - Studer, AMD - Telefunken
Для любителей ЦАП и компакт-дисков: AnalogDevices - Studer, TI/Burr-Brown - Telefunken



M5 (tube, stereo)

Живой и очень "однотактовый" по подаче аппарат. Никакой тебе "мягкости" и "мути ламповой", как у С37. Да, "мало мяса", зато все исключительно ясное и живое - свежая веганская пища без приправ и всяких там аудиофильских кетчупов. Инструменты совершенно "голые" и настолько живые, насколько могут быть вообще на записи. Послушайте на нем рояль и сравните с... придется долго привыкать обратно. Студийный тут и масштаб звука - никаких тебе "камерных" выступлений. Реально подается настоящая ключевая вода, против теплого Боржома от С37-го... Два важных замечания: сказанное касается сравнения ранних "плоских" голов, не Х-образных бабочек... И, что не менее важно, E80CC(!) на выход (через адаптер!) - категорически не тщедушные штатные маломерки ECC85/ECC82. Без этих условий звучит заметно ровнее/мутнее/преснее, но все равно - совершенно узнаваем. Тонвал огромный: по детонации (а у него не нормируется ни детонация (вообще), ни АЧХ (в стандарте) - никаких вам "DIN HI-FI" в 1954 году) превосходит все рассматриваемые модели как минимум вдвое - об этом подробнее когда-нибудь позже, если руки дойдут.

Звук: очень хорошо / отлично, но всегда очень "по-своему"... любителям музыкального сыроедения: с непривычки еще более удивляет, чем С37...
Транспорт: очень хорошо
Универсальность: средне




М5b

На форумах пишут, что-де "германий", но на самом деле все же кремний (германий если и был, то вы его вряд ли найдете). Стандартные головы-бабочки: выраженно теплая и несколько мутновато-басовитая подача, на фоне предыдущего образца. Для некоторых жанров (бибоп) заходит отлично (это не преувеличение - реально "в тему"). Разве что тоналку и энергию явно строит снизу-вверх (сильный контраст с нейтрально-чистым-сухим Studer A/B 67). Масштаб звука средний, отличный (выдающийся) бас (по атаке, глубине и рельефу). Середина и верх несколько вяловаты и мутноваты, в особенности, если рассматривать на фоне детальной и свеже-воздушной "штудеровской" подачи. Вещь хоть и "в себе", но уже более чем узнаваем почерк "транзисторного" телефункена, который будет дополирован до "студийного" блеска в модели М15...

Звук: хорошо/хорошо c минусом, немного жанрово
Транспорт: хорошо
Универсальность: от хорошо до средне




М15 (М10 "транзисторный" должен быть "около того", равно как и M5c соотносится с ним, как B62 - с А80)

Прямой конкурент (победитель) А80 по звуку, но не по транспорту! Полноценный "студийник" - сразу заполняет звуком всю комнату. Чуть сдержаннее 80-ки по атаке, зато есть тембры и все, что с ними связано. Едва ли не лучший вариант "универсального" аппарата из Европы. Последыш - "М15А" - очень похож (вот и не пишу о нем отдельно), но дает заметно больше "детальной химии" - они и ценятся поменьше. Штудеровская 80-ка после него пресная, скучная и сухая, даже простецкая, зато выигрывает в динамике, если запись того требует...

Звук: очень хорошо
Транспорт: средне-плюс
Универсальность: очень хорошо





AMPEX


AG-440B и С

Кондовый и по внешнему виду и по протягу. Очень плотный, тембрально теплый и вообще комфортный (но не мутный!) слитный звук "одним куском" и без аудиофильного "разделения диапазонов и инструментов". Вообще нет ни капли ленивой вальяжности ранних винтажных европейских аппаратов, но нет и макродинамической молотилки со звукоизвержением во всех диапазонах, типа Studer А80. Понятие "студийность" по микро-макродинамике вообще неприменимо - он просто "играет" и не к чему особо придраться. Рычит! Считается, что был одним из самых распространенных аппаратов для мастеринга за океаном - именно с него массово нарезался винил.

Звук: хорошо и весьма жанрово, винтажно, отлично подойдет "для рока"
Транспорт: средне
Универсальность: средне, если ориентироваться на европейскую школу звука, хорошо - если на американскую



ATR-102

(Рассматриваются ранние штатные "вечные" головки "стеклоферрит").

Это основной заокеанский конкурент для "М15" и "А80". В большинстве рассматриваемых случаев, правда, стоит на ступеньку выше (в том числе и по цене). Особенно, если повезет с записью и ее прописывали NAB головами... Ничего общего с предшественником, что бы вы не читали об этом на форумах. Детальный, гибкий, воздушный и подвижный звук - море-океан объема, изящества, нюансов и масштаба. Легко пережевывает то, чем давятся неповоротливые на его фоне европейские конкуренты. В особенности, что касается информативности верха и середины. И это еще на более распространенных "ферритовых" головах. На "металле", говорят, еще лучше, но их весьма непросто найти. При всех упомянутых достоинствах, звучит совершенно без химического привкуса (что, правда, несколько оттеняется немного остраненным и "пластмассовым" привкусом от "вечных" стеклоферритовых голов). Но даже в первозданном виде - настоящий мировой студийный стандарт, да еще и с претензией на аудифильную "утонченность" подачи. Европейцы на его фоне грубоваты, иногда слишком топочут ногами, но тут многое может зависеть самой записи (в т.ч. и чисто технической ее стороны - NAB/IEC головы). Если нужно нечто подобное, но сильно дешевле (разумеется, далеко не полная копия) и в европейском прочтении, то стоит поискать аппараты типа Studer А67, правда масштаб звука будет поскромнее... Коллеги подсказывают, что некая наблюдаемая общность в характере звука - удачная реализация схемотехники выходных блоков на ранних "живых" операционниках ("винтажные" National Semicon LM324 (счетверенный) у Ampex и, например, LM301/TBA931 - у Studer) в обоих случаях. Вполне возможно, что это и есть разгадка.

Звук: очень хорошо и есть потенциал для улучшения (как правило, установка пермаллоевых голов)
Транспорт: отлично
Универсальность: очень хорошо, заокеанский студийный стандарт, один из эталонов аппаратов "новой волны" (основной конкурент аппаратам на "рассыпухе", типа А80 и М15)




MR-70

Считается (в Сети пишется), что аппарат никогда не поступал в свободную продажу по причине невменяемой цены (около 6000 долларов за двухканальный вариант) на момент окончания разработки - около 1964 года. Тогда это был эквивалент стоимости очень крутого автомобиля и годовой заработок средней американской семьи. Примерно в это же время в продажу начали поступать транзисторные конкуренты по втрое меньше цене (см. Scully 280). В общем - неудачное было время для разработки и выпуска нувисторной модели, когда неудобные лампы уже сходили, а дешевые транзисторы - только появлялись. Ну вот и Ampex в итоге бросил весь этот "ультиматив" и занялся потенциально более перспективной транзисторной схемотехникой (см. пример выше). По указанной причине, изготовлено что-то около 80 экземпляров и все они оставлены в некоей калифорнийской студии. Часть уже утеряна, часть - безбожно "модернизирована". В аутентичном состоянии остались считанные аппараты. Можно сказать, шансы послушать их настоящих весьма невелики - разработчиками особое внимание обращалось именно на подбор элементной базы.

Звук оригинального MR-70 имеет фантастическое сочетание басового рельефа, останавливающей дыхание динамики и тембральной достоверности - каждый звук воспроизводится отдельно, в своем персональном пространстве - эту голографию можно буквально потрогать руками. Все прочие аппараты на его фоне "недоигрывают" и "недорисовывают" звуки исходной фонограммы, формируя только лишь их фронт и не создавая тела. В то же время, это же и главный его недостаток - он настолько хорош и причесан на всех фонограммах, что звуками не разбрасывается, не издает ни единого лишнего шороха и буквально не дает отдышаться, резко обрывая все послезвучия -  этот салат не содержит любимой макскировки плохой хозяйки - аудиофильского майонеза.

Звук: отлично, ни на что не похоже, мастер-класс создания звука от Ampex
Транспорт: очень хорошо
Универсальность: один из лучших аппаратов в мире во всех смыслах



NAGRA

Nagra IV-S


Сразу несколько оговорок - этот аппарат не мой личный и в длительном пользовании не был - игрушка и вещь для коллекционеров (цена соответствует). Записать его нормально не удалось. Впечатление таково: довольно нейтральный, без химии, масштаб средний и всего "в меру". Универсален и даже более чем. Но механический компьютер в быту экслуатировать не очень удобно, а звук с неба звезд не хватает - все хорошо, но нет повода ради чего особо страдать... Вещь настолько "в себе", насколько это вообще бывает в R2R... Единственный раз, когда технической возможности оценить всесторонне не предоставилось и ее особо не ищу - заправлять ленту в этот механический апельсин уже само по себе искусство - после того, как заправил, сил "на послушать" уже не осталось. Великолепно подходит для любителей дальних походов с катушечниками и удивления гостей...

Звук: предварительно неплохой, даже хороший, но мало данных
Транспорт: для ловких техно-гурманов без излишнего тремора рук
Универсальность: для обеспеченных ценителей и коллекционеров






Nagra-T

Еще одна "вещь в себе", прямиком из под пера великого аутиста. Единственный аппарат, который не слушал у себя, зато слушал сразу в нескольких системах... сравнивал с тем, что привозил с собой. В частности, с моим B67mk2. Хирургический инструмент. Точнейший. На удивление лишен явной "синтетики" в звукоизвлечении, но все звуки вытягивает на поверхность и строит строго по струночке... буквально нарезает - аппарат для лазерной резки аудио. Это может и прекрасно для создания саундтреков, но для прослушивания весьма странновато... Ее как угодно "запиши", даже телефоном, но всегда будет стараться пищать-свистеть до звона в ушах на любой ленте, всем, что из нее выгрызет...

Звук: странный, но от итоговой оценки воздержусь до момента сравнения в своей системе
Транспорт: абсолютный
Универсальность: абсолютная



SONY (ex-MCI)

APR 5002 (что важно: без таймкода, NAB головы)

Изящная японо-американская ответочка Ампексу (даже сам внешний вид завораживает) немало припозднилась - вышла аж на десять лет позже! В активе очень приятная протяжка со всеми возможными наворотами, типа керамического тонвала. Все компьютерно-кнопочное и ничем существенным не уступает, например, линейке Штудеров "8xx". И что уж совершенно точно - звуком. Очень бодрая и жизнерадостная "химия" - лучшие вкусы Юппи - напитка-современника. Фанта, но не Миранда. Кола, но не "диет". Иногда очень вкусно и "живенько", даже несмотря на довольно "жиденькую" нижнюю серединку. Очень детально, пластично и лишь чуть-чуть (см. ниже про Отари) - пластиково. Почтенный Интернешнл-Фонограф держит их как основные машины в студии (ну кто бы мог подумать, чем ему, американцу, не зашли ATR-102-е). В общем, сказал бы так: задорный звук "80-х", но в самой доброй коннотации. Разумеется, весьма далек от эталонного 102-го, который является настощим "Perrier" на фоне этого "Буратино"...

Звук: от средне с плюсом, до хорошо
Транспорт: очень хорошо
Универсальность: очень хорошо, да и вообще - с(т)импатично



Mechlabor

STM 210b

Венгерские аппараты крайне широко распространились в СССР после Олимпиады-80... ML-210 выполнен кондово и даже тогда выглядел сравнительно архаично - дизайн отставал от прогрессивных образцов лет на десять, что типично для стран сов.лагеря. "Моно" в базе и германиевые транзисторы в тракте - запад начал отказываться от этого уже в середине 60-х. Формально же придраться не к чему, если не зацикливаться на "утонченности" облика. По звуку аппарат отдаленно напоминает помесь Ampex 440 и Studer A62 - мягкая "германиевая" подача звука "одним куском" - очень крупная и мягкая середина, безо всякого намека на детальную "аудиофилию". Очень хорошо понимаю, кому эдакая "советская эстрадность" может понравится. Еще вероятнее, что только он и сможет передать ее при записи (предсказуемо).

Звук: от средне до средне с плюсом, жанрово, эстрадно
Транспорт: хорошо
Универсальность: средне, для ностальгирующих




OTARI

MTR-12

Переходный продукт середины 80-х - выглядит уже современно, вполне в духе R2-D2, а вот функционал пока еще традиционный. Заметно "осредняющий" и "компрессирующий" аппарат - звук ровный, плотный, но несколько скучноват - играет "все" и очень "универсально" и даже слишком ровно. Много времени на знакомство не было, но звезд с неба не хватает. Транспорт же и прочая начинка соотвествуют году производства - уже почти совершенны и не разочаруют.

Звук: от средне до средне с плюсом
Транспорт: очень хорошо
Универсальность: хорошо, но не для дома



MTR-15

Вот это уже совсем другое дело: на том же фундаменте построили совершенно иное бунгало. Концепцию максимально допилили - звук столь же универсальный, плотный, с немного пластмассовой серединкой и "безвоздушным" верхом - низ вытащили, нос завяз. Но макродинамика (бас и нижняя середина) может вдавить в кресло - слушать его не скучно ("открываешь всю фонотеку заново", простите за штамп). Если немного адаптироваться к звуку и не сравнивать - один из лучших аппаратов! Просто не надо зацикливаться на немного пластмассовых тембрах. Пластмассовый - да, но не химический! Один из лидеров "компьютерной" ветки катушечников - самых поздних и самых, очевидно, удачных. Функционал позволяет даже автоматически калибровать ленту на запись и так далее... Еще раз повторю, что динамика и ритм столь увлекательны, что можно слушать часами.

Звук: специфически хорошо, а иногда и "хорошо с плюсом", если забить на натуральность
Транспорт: отлично
Универсальность: отлично, спецприз - электронная музыка - там должно быть близко к идеалу



Кратко о системе оценки:

"Звук" - интересует и учитывается только "воспроизведение". Все остальное интереса (для меня) не представляет.

"Транспорт": общее впечатление от использования, шумность, удобство обращения, надежность и "лентобережливость". Чисто студийные критерии типа "удобство монтажа", "скорость старта", перемотки и прочее - не учитываются.

"Универсальность" - некая кумулятивная оценка как "жанровости" в звуке, так и удобства обслуживания и обращения, легкость выбора вида коррекции (как и само наличие такого выбора) и всего прочего, что в т.ч. еще и синоним "удобства". Предел (недостижимый) понятия абсолютной универсальности аппарата: "один аппарат в системе - играет все, умеет все... не существует". UPD: существует - Ampex MR-70.

Продолжение следует...